Вы здесь

Анализ ошибок, допускаемых заявителями при оформлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

 

            Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю

 

 

 

1. Нарушения положений Гражданского кодекса Российской Федерации:

 

 

 

1. В нарушение п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Организацией не соблюден срок опубликования в средствах массовой информации сообщения о ликвидации.

 

 

 

2. В нарушение п. 4 ст. 123.8 ГК РФ в Уставе организации предусмотрена возможность ее реорганизации в хозяйственное общество, в то время как ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

 

 

 

3. В нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 123.21 ГК РФ, документы, представленные на государственную регистрацию учреждения,  содержат сведения более чем об одном учредителе (собственнике), в то время как соучредительство в учреждении не допускается.

 

 

 

4. В нарушение п. 1 ст. 123.24 ГК РФ в Уставе автономной некоммерческой организации в целях деятельности отсутствует указание на предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

 

 

 

5. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 50.1 ГК РФ в решении учредителей Организации часть вопросов принято не единогласно.

 

 

 

6. В нарушение п. 3 ст. 123.25 ГК РФ в Уставе автономной некоммерческой организации предусмотрено, что председатель правления избирается правлением, в то время как учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.).

 

 

 

7. В нарушение ст. 296 ГК РФ в Уставе автономной некоммерческой организации закреплена возможность иметь имущество на праве оперативного управления.

 

 

 

8. В нарушение ч. 4 ст. 52 ГК РФ Устав некоммерческой организации не содержит сведений о предмете и целях ее деятельности.

 

 

 

9. В нарушение ч. 3 ст. 123.17 ГК РФ Устав фонда содержит указание на возможность реорганизации.

 

 

 

10. В нарушение ч. 2 ст. 123.19 ГК РФ Правление в Уставе фонда определено как высший коллегиальный орган.

 

 

 

11. В нарушение п.1 ст. 123.20 ГК РФ Устав Фонда содержит указание на то, что он не может быть изменен органами Фонда.

 

 

 

12. В нарушение ч. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении о создании некоммерческой организации отсутствует информация о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, необходимого для осуществления приносящей доход деятельности, об избрании (назначении) органов юридического лица.

 

 

 

13. В нарушение ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе заседания высшего органа некоммерческой организации отсутствуют сведения о времени его проведения, лицах, проводивших подсчет голосов.

 

 

 

14. В нарушение ч.1, ч. 4 ст. 65.2 ГК РФ Устав корпоративной некоммерческой организации не содержит обязательных к указанию в Уставе прав и обязанностей ее членов, предусмотренных для корпоративных юридических лиц.

 

 

 

15. В нарушение ч. 2 ст. 65.3 ГК РФ Устав общественной организации не содержит обязательных к указанию в Уставе вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего коллегиального органа управления, в т.ч. вопроса о принятии решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов (ч.1 ст.123.7 ГК РФ).

 

 

 

16. В нарушение п. 2 ст. 123.5 ГК РФ Устав общественной организации не содержит сведений о ее предмете деятельности, а также условий порядка вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, а также о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

 

 

 

17. В нарушение ст. 123.6  ГК РФ Устав общественной организации не содержит сведений, предусматривающих уплату членских и иных имущественных взносов, а также информацию о безвозмездном пользовании оказываемыми Организацией услугами.

 

 

 

18. В нарушение п. 1 ст. 123.4 ГК РФ Устав общественной организации не содержит положений о представлении и защите общих интересов ее членов.

 

 

 

19. В нарушение п. 1 ст. 123.7 ГК РФ в Уставе общественной организации определено, что размер ежегодных и вступительных взносов, изменения, связанные со сроком и формами внесения вступительного взноса, срок, размер и форма внесения целевых взносов устанавливаются Правлением Организации, которое не является высшим органом управления.

 

 

 

20. В нарушение ст. 61 ГК РФ в Уставе общественной организации ликвидация производится по решению Конференции, либо иных уполномоченных на то органов.

 

 

 

21. В нарушение п. 8 ст. 51 ГК РФ определено, что устав Организации вступает в силу с даты ее регистрации  Министерством юстиции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

2. Нарушения положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ 

 

«О некоммерческих организациях»:

 

 

 

 

 

1. В нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  

 

«О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), в Уставе организации отсутствуют положения о порядке ликвидации.

 

2. В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе определен не весь перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления Организацией.

 

 

 

3. В нарушение п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации не содержит указания на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

 

 

 

4. В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав некоммерческой организации содержит перечень видов деятельности, не соответствующих целям ее деятельности.

 

 

 

5. В нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации отсутствуют конкретные виды деятельности, приносящей доход.

 

 

 

6. В нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав некоммерческой организации не содержит описания символики вообще, либо содержит указание на  регистрацию символики в установленном порядке.

 

  

 

7. В нарушение ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации не прописаны структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

 

 

 

8. В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации не определен предмет деятельности организации, порядок внесения изменений в учредительные документы организации, порядок использования имущества организации в случае ее ликвидации, источники формирования ее имущества.

 

 

 

9. В нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе Фонда указано, что Попечительский совет  является высшим органом  управления Фондом, либо Устав не содержит положений о данном органе.

 

 

 

10. В нарушение ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе не определен порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации.

 

 

 

11. В нарушение п. 1 ст. 4 ст. Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на более чем одну организационно-правовую форму.

 

 

 

12. В нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации указано, что единоличный исполнительный орган подотчетен коллегиальному исполнительному органу, а не высшему органу управления.

 

 

 

 

 

 

 

3. Нарушения положений Федерального закона от 19.05.1995

 

№ 82-ФЗ  «Об общественных объединениях»:

 

 

 

 

 

1. В нарушение ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»), в Уставе определена возможность членства в Организации только для физических лиц.

 

 

 

2. В нарушение ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное наименование общественной организации не содержит указания на её характер и территориальную сферу деятельности.

 

  

 

3. В нарушение ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование создаваемой организации совпадает с наименованием ранее зарегистрированной в пределах той же территории общественной организации.

 

 

 

          4. В нарушение ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав не содержит информации о правах Организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом, о компетенции, порядке формирования и сроках полномочий руководящих органов организации, отсутствуют сведения о порядке реорганизации и ликвидации.

 

 

 

5. В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав общественной организации не содержит положений о правах и обязанностях членов данного объединения.

 

 

 

6. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав общественной организации содержит место нахождения организации, а не место нахождения ее постоянно действующего руководящего органа.

 

 

 

7. В нарушение абз. 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», в Уставе содержится формулировка о символике Организации, подлежащей государственной регистрации, в то время как символика должна быть описана в Уставе.

 

 

 

8. В нарушение ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» при возможности участия в общественной организации лиц, достигших возраста 8, 14 лет, наименование и Устав организации не содержат слов «детская», «молодежная».

 

 

 

9. В нарушение ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» в представляемом на государственную регистрацию протоколе общего собрания учредителей общественной организации отсутствуют сведения об избрании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов, предусмотренных Уставом организации.

 

  

 

4. Нарушения положений Федерального закона от 11.08.1995                                № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)»

 

 

 

1. В  нарушение пп. 3  ч. 2  ст. 10  Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ   «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)») к компетенции высшего органа управления не отнесено утверждение благотворительных программ.

 

 

 

2. В тексте Устава содержится указание на прежнее наименование Федерального закона:  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

 

 

 

3. В нарушение ст. 15  Федерального закона  «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)» при указании благотворительными организациями в Уставе источников формирования имущества не учитываются положения данной статьи.

 

 

 

4. В нарушение п. 1 ст. 6 Федерального закона  «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» в Уставе Организации наименование и цель не содержат указания на благотворительный характер деятельности. 

 

 

 

5.  Нарушения положений Федерального закона от 29.12.2012                           № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

 

 

 

1. В нарушение ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»)  в наименовании образовательной организации не указан тип образовательной организации.

 

 

 

2. В нарушение п. 2 ч.2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Устав образовательной организации не содержит сведений об учредителях образовательной организации.

 

 

 

3. В нарушение ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе организации отсутствуют сведения об обязательных органах образовательной организации: Педагогическом совете и Общем собрании работников.

 

 

 

4. В нарушение п. 3 ч.2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Устав образовательной организации не содержит информации о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.

 

 

 

5. В нарушение п. 1 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе образовательной организации отсутствуют положения о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

 

 

 

6. В нарушение ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечень программ, указанных в Уставе образовательной организации, не соответствует типу образовательной организации. 

 

 

 

7. В нарушение п. 6 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе Организации, осуществляющей обучение, отсутствует информация о создании в ее структуре специализированного структурного образовательного подразделения.

 

 

 

 

 

6. Нарушения положений Федерального закона от 17.06.1996

 

№ 74-ФЗ  «О национально-культурной автономии»:

 

 

 

1. В нарушение ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ                            «О национально-культурной автономии» (далее - Федеральный закон                                       «О национально-культурной автономии»)  учредителями региональной национально-культурной автономии выступают не только местные национально-культурные автономии, но и граждане Российской Федерации.

 

 

 

2. В нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» решение о создании региональной национально-культурной автономии принято на Общем собрании учредителей, а не делегатами на Конференции.

 

 

 

3. В нарушение ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» учредительное собрание по вопросу создания национально-культурной автономии было проведено по адресу, который не соответствует указанному в объявлении, размещенном в СМИ.

 

 

 

 

 

 7. Нарушения положений Федерального закона от 26.09.1996

 

№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

 

 

 

1. В нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1996 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»)  предоставленный религиозной организацией Устав не содержит сведений  о её вероисповедании, сведений о принадлежности к существующей централизованной религиозной организации.

 

 

 

2. В нарушение п. 5 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в перечне документов, представленных на государственную регистрацию изменений в учредительные документы, отсутствуют сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики. 

 

 

 

3. В нарушение п. 1 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в уставе не определены вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций.

 

 

 

4. В нарушение п. 8.1. ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в уставе не определены порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов.

 

 

 

  

 

8Нарушения положений Федерального закона от 08.08.2001

 

№ 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

 

 

 

1. В нарушение п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации выступило лицо, не имеющее на то установленного законом полномочий.

 

 

 

 

 

9. Нарушения положений Федерального закона от 11.07.2001

 

№ 95-ФЗ  «О политических партиях»:

 

 

 

1. В нарушение п. 1 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ                         «О политических партиях» Устав общественной организации предусматривает право Организации выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, тогда как таким правом обладает только политическая партия.

 

 

 

10. Нарушения положений Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

 

 

 

1.  В нарушение пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в Уставе региональных спортивных общественных организаций отражены права и обязанности, свойственные общероссийским организациям (аттестация тренеров, судей, контроль за их деятельностью и т.д.).  

 

 

 

10. Документы, представленные на государственную регистрацию некоммерческими организациями (общественными объединениями) оформлены в ненадлежащем порядке, представлены не полностью или в них содержится недостоверная информация:

 

 

 

1. В нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее – Требования) в представленном для государственной регистрации некоммерческой организации заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (Р11001), внесении изменений в учредительные документы (Р13001), внесении изменений в ЕГРЮЛ (Р14001), реорганизации (Р12003 и Р12001) и ликвидации (Р15001 и Р16001) при заполнении используются недопустимые сокращения, допускается неустановленный перенос знаков, заполнение двух знаков в одном знакоместе, а также опечатки и орфографические ошибки.

 

 

 

2. В нарушение ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»,   ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческой организации представлен неполный перечень документов, необходимых  для государственной регистрации.

 

 

 

3. В представленных документах допущены орфографические и пунктуационные ошибки.

 

 

 

4. В нарушение п. 3 ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ, в протоколе общего собрания учредителей (участников) голосование произведено не по всем вопросам, включенным в повестку дня.

 

 

 

5. В нарушение п. 3 ст. 62 ГК РФ в Уставе Организации предусмотрено только назначение ликвидационной комиссии, а не ликвидатора, тем самым ограничивая право высшего органа управления Организацией назначить единоличного ликвидатора.

 

 

 

6. Пункты Устава по содержанию дублируют друг друга, либо противоречат друг другу.

 

 

 

7. Пункты Устава содержат вопросы, относящиеся к компетенции единоличного исполнительного органа  некоммерческой организации, в то время как решение данных вопросов отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления.

 

 

 

8. В нарушение ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», в Уставе общественной организации определена лишь часть правовой характеристики лиц, которые могут быть членами Организации.

 

 

 

9. В нарушение п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент), предоставляемые для государственной регистрации документы, содержащие более одного листа, не прошиты и не заверены подписью заявителя на месте прошивки.

 

 

 

10. В нарушение п. 43 Административного регламента, протокол заседания высшего органа управления некоммерческой организации в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) не содержит сведений об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

 

18 марта 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).