Вы здесь

Анализ ошибок, допускаемых заявителями при оформлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций.

 

 

            Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю

 

 

1. Нарушения положений Гражданского кодекса Российской Федерации:

 

 

1. В нарушение п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) некоммерческой организацией не соблюден срок опубликования в средствах массовой информации сообщения о ликвидации.

 

2. В нарушение п. 4 ст. 123.8 ГК РФ в Уставе некоммерческой организации предусмотрена возможность ее реорганизации в хозяйственное общество, в то время как ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

3. В нарушение п. 2 ст. 123.21 ГК РФ, документы, представленные на государственную регистрацию учреждения, содержат сведения более чем об одном учредителе (собственнике), в то время как соучредительство в учреждении не допускается.

 

4. В нарушение п. 1 ст. 123.24 ГК РФ в Уставе автономной некоммерческой организации в целях деятельности отсутствует указание на предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

 

5. В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 50.1 ГК РФ в решении учредителей об учреждении некоммерческой организацией часть вопросов принята учредителями не единогласно.

 

6. В нарушение ст. 18 ГК РФ в Уставе некоммерческой организации отражена возможность организации, как юридического лица, иметь личные неимущественные права.

 

7. В нарушение п. 3 ст. 123.25 ГК РФ в Уставе автономной некоммерческой организации предусмотрено, что единоличный исполнительный орган избирается коллегиальным исполнительным органом, в то время как учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.).

 

8. В нарушение п. 5 ст. 123.24 ГК РФ устав автономной некоммерческой организации содержит указание на право, а не обязанность организации создавать хозяйственные общества или участвовать в них для осуществления предпринимательской деятельности.

9. В нарушение положений статей 123.24, 123.25 ГК РФ компетенция учредителей и компетенция высшего органа управления автономной некоммерческой организацией в уставе не разделены. (В случае, если в состав высшего органа управления автономной некоммерческой организацией входят не все учредители и (или) уставом предусмотрена возможность включения в его состав третьих лиц).

10. В нарушение абз. 2 п. 6 ст. 123.24 ГК РФ в уставе автономной некоммерческой организации не указано, что новые лица в состав учредителей могут быть приняты по единогласному решению учредителей.

11. В нарушение ст. 296 ГК РФ в Уставе некоммерческой организации (помимо учреждения) закреплена возможность иметь имущество на праве оперативного управления.

12. В нарушение п. 4 ст. 52 ГК РФ Устав некоммерческой организации не содержит сведений о предмете и целях ее деятельности.

13. В нарушение п. 3 ст. 123.17 ГК РФ Устав фонда содержит указание на возможность реорганизации.

14. В нарушение п. 2 ст. 123.19 ГК РФ Правление в Уставе фонда определено как высший коллегиальный орган.

15. В нарушение п.1 ст. 123.20 ГК РФ Устав Фонда содержит указание на то, что он не может быть изменен органами Фонда.

16. В нарушение п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении о создании некоммерческой организации отсутствует информация о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, необходимого для осуществления приносящей доход деятельности, об избрании (назначении) органов юридического лица.

 

17. В нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе заседания высшего органа некоммерческой организации отсутствуют сведения о времени его проведения, лицах, проводивших подсчет голосов.

 

18. В нарушение п.1, п. 4 ст. 65.2 ГК РФ Устав корпоративной некоммерческой организации не содержит обязательных к указанию в Уставе прав и обязанностей ее членов, предусмотренных для корпоративных юридических лиц.

 

19. В нарушение п. 2 ст. 65.3 ГК РФ Устав общественной организации не содержит обязательных к указанию в Уставе вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего коллегиального органа управления, в т.ч. вопроса о принятии решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов (ч.1 ст.123.7 ГК РФ).

 

20. В нарушение п. 2 ст. 123.5 ГК РФ Устав общественной организации не содержит сведений о ее предмете деятельности, а также условий порядка вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, а также о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

 

21. В нарушение ст. 123.6  ГК РФ Устав общественной организации не содержит сведений, предусматривающих уплату членских и иных имущественных взносов, а также информацию о безвозмездном пользовании оказываемыми Организацией услугами.

 

22. В нарушение п. 1 ст. 123.4 ГК РФ Устав общественной организации не содержит положений о представлении и защите общих интересов ее членов.

 

23. В нарушение п. 1 ст. 123.7 ГК РФ в Уставе общественной организации определено, что размер и порядок уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов устанавливается иными органами общественной организации, которые не являются высшим органом управления.

24. В нарушение п. 5 ст. 63 ГК РФ в Уставе некоммерческой организации предусмотрено положение о том, что выплата денежных сумм кредиторам организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, и при этом содержит исключения, не предусмотренные действующей редакцией ГК РФ, а именно, кредиторам третьей и четвертой очереди, выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 

 

 

2. Нарушения положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

«О некоммерческих организациях»:

 

 

1. В нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях»)в Уставе определен не весь перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

 

2. В нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации не содержит указания на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

 

3. В нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав некоммерческой организации содержит перечень видов деятельности, не соответствующих целям ее деятельности.

 

4. В нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации отсутствуют конкретные виды деятельности, приносящей доход.

 

5. В нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав некоммерческой организации не содержит описания символики вообще, либо содержит указание на  регистрацию символики в установленном порядке.

  

6. В нарушение ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации не прописаны структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации.

 

7. В нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации не определен предмет деятельности организации, источники формирования ее имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы организации, порядок использования имущества организации в случае ее ликвидации.

 

8. В нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе Фонда указано, что Попечительский совет является высшим органом  управления Фондом, а также в Уставе не содержится положений о данном органе надзора.

 

9. В нарушение ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе отсутствует порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации.

 

10. В нарушение п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на более чем одну организационно-правовую форму.

 

11. В нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации указано, что единоличный исполнительный орган подотчетен коллегиальному исполнительному органу, а не высшему органу управления.

 

12.  В нарушение п.1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в заявлении, представленном на государственную регистрацию юридического лица (форма Р11001), указаны виды экономической деятельности, не соответствующие целям деятельности, заявленным некоммерческой организацией к осуществлению в соответствии с Уставом (например, указаны только коды видов экономической деятельности, предусматривающие деятельность, преследующую извлечение прибыли).

13. В Уставе указаны виды деятельности, свойственные иным организационно-правовым формам некоммерческих организаций. (Например, автономные некоммерческие организации указывают виды деятельности, свойственные благотворительным фондам, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).

 

 

 

3. Нарушения положений Федерального закона от 19.05.1995

№ 82-ФЗ  «Об общественных объединениях»:

 

 

1. В нарушение ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон  «Об общественных объединениях»), в Уставе определена возможность членства в Организации только для физических лиц.

 

2. В нарушение ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» официальное наименование общественной организации не содержит указания на её характер и территориальную сферу деятельности.

  

3. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование создаваемой организации совпадает с наименованием ранее зарегистрированной в пределах той же территории общественной организации.

 

          4. В нарушение п. 4, 6, 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав не содержит информации о правах Организации и ее структурных подразделений по управлению имуществом, о компетенции, порядке формирования и сроках полномочий руководящих органов организации, отсутствуют сведения о порядке реорганизации и ликвидации.

 

5. В нарушение п. 3 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав общественной организации не содержит положений о правах и обязанностях членов данной организации.

 

6. В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав общественной организации содержит место нахождения организации, а не место нахождения ее постоянно действующего руководящего органа.

 

7. В нарушение ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», в Уставе содержится формулировка о символике Организации, подлежащей государственной регистрации, в то время как символика должна быть описана в Уставе.

 

8. В нарушение ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» при возможности участия в общественной организации лиц, достигших возраста 8, 14 лет, наименование и Устав организации не содержат слов «детская», «молодежная».

 

9. В нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» в представляемом на государственную регистрацию протоколе общего собрания учредителей общественной организации отсутствуют сведения об избрании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов, предусмотренных Уставом организации.

10. В нарушение части 10 статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» на государственную регистрацию подаются документы, содержащие сведения о принятии новых лиц в состав учредителей общественного объединения. (При создании общественных объединений в форме общественных организаций их учредители автоматически становятся членами, приобретая соответствующие права и обязанности).

 

 

  

4. Нарушения положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)»

 

 

1. В  нарушение пп. 3  ч. 2  ст. 10  Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ   «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)») к компетенции высшего органа управления не отнесено утверждение благотворительных программ.

 

2. В тексте Устава содержится указание на прежнее наименование Федерального закона:  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

 

3. В нарушение ст. 15  Федерального закона  «О благотворительной деятельности и  добровольчестве (волонтерстве)» при указании благотворительными организациями в Уставе источников формирования имущества не учитываются положения данной статьи.

 

4. В нарушение п. 1 ст. 6 Федерального закона  «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» в Уставе Организации наименование и цель не содержат указания на благотворительный характер деятельности.

 

 

5.  Нарушения положений Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

 

 

1. В нарушение п. 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012   «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации») в наименовании образовательной организации не указан тип образовательной организации.

 

2. В нарушение п. 2 ч.2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Устав образовательной организации не содержит сведений об учредителях образовательной организации.

 

3. В нарушение п. 3 ч.2 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Устав образовательной организации не содержит информации о видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.

 

4. В нарушение ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставе организации отсутствуют сведения об обязательных органах образовательной организации: Педагогическом совете и Общем собрании работников.

 

5. В нарушение п. 1 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе образовательной организации отсутствуют положения о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

 

6. В нарушение ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перечень программ, указанных в Уставе образовательной организации, не соответствует типу образовательной организации. 

 

7. В нарушение п. 6 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе некоммерческой организации, осуществляющей обучение, отсутствует информация о создании в ее структуре специализированного структурного образовательного подразделения.

 

 

6. Нарушения положений Федерального закона от 17.06.1996

№ 74-ФЗ  «О национально-культурной автономии»:

 

1. В нарушение ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - Федеральный закон«О национально-культурной автономии»)  учредителями региональной национально-культурной автономии выступают не только местные национально-культурные автономии, но и граждане Российской Федерации.

 

2. В нарушение ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» решение о создании региональной национально-культурной автономии принято на Общем собрании учредителей, а не делегатами на Конференции.

 

3. В нарушение ст. 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» учредительное собрание по вопросу создания национально-культурной автономии было проведено по адресу, который не соответствует указанному в объявлении, размещенном в СМИ.

 

4. Время проведения учредительного собрания, указанное в сообщении о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории, не совпадает с временем проведения учредительного собрания, зафиксированным в протоколе.

 

7. Нарушения положений Федерального закона от 26.09.1996

№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

 

 

1. В нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1996 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»)  предоставленный религиозной организацией Устав не содержит сведений  о её вероисповедании, сведений о принадлежности к существующей централизованной религиозной организации.

 

2. В нарушение п. 5, 11 ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в перечне документов, представленных на государственную регистрацию изменений в учредительные документы, отсутствуют сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики. 

  

3. В нарушение п. 8.1. ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Уставе не определены порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов.

 

4. В нарушение п. 1 ст. 21.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Уставе не содержится положения о необходимости письменного согласия органа религиозной организации (уполномоченного Уставом)  на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры.

 

  

8Нарушения положений Федерального закона от 08.08.2001

№ 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

 

         1. В нарушение п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») подлинность подписи заявителя в представленном на государственную регистрацию заявлении (формы Р13014, Р15016) не засвидетельствована в нотариальном порядке.

 

2. В нарушение п. 1.3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации выступило лицо, не имеющее на то установленных законом полномочий.

 

 

 

 

9. Нарушения положений Федерального закона от 11.07.2001

№ 95-ФЗ  «О политических партиях»:

 

1. В нарушение п. 1 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ                         «О политических партиях» Устав общественной организации предусматривает право Организации выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, тогда как таким правом обладает только политическая партия.

 

 

 

10. Нарушения положений Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

 

1.  В нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в Уставе региональных спортивных общественных организаций отражены права, предусмотренные для общероссийских спортивных федераций (аттестация тренеров, судей, контроль за их деятельностью и т.д.).  

 

11. Документы, представленные на государственную регистрацию некоммерческими организациями (общественными объединениями) оформлены в ненадлежащем порядке, представлены не полностью или в них содержится недостоверная информация:

 

1. В нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020
N ЕД-7-14/617@ (далее – Требования) в представленном для государственной регистрации некоммерческой организации заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (Р11001), внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (Р13014) и ликвидации (Р15016) при заполнении используются недопустимые сокращения, допускается неустановленный перенос знаков, заполнение двух знаков в одном знакоместе, а также опечатки и орфографические ошибки.

 

2.В нарушение Требований в представленном для государственной регистрации некоммерческой организации заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (Р11001), внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации (Р13014) не заполнен раздел «Место нахождения и адрес юридического лица».

3. В нарушение Требований адрес (место нахождения) некоммерческой организации, указанный в представленном заявлении, не содержится в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) - едином российском государственном адресном реестре.

 

4. В нарушение ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»,   ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации некоммерческой организации представлен неполный перечень документов, необходимых  для государственной регистрации.

 

5. В представленных документах допущены орфографические и пунктуационные ошибки.

 

6. В нарушение пп. 3 ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ, в протоколе общего собрания учредителей (участников) голосование произведено не по всем вопросам, включенным в повестку дня.

 

7. Пункты Устава по содержанию дублируют друг друга, либо противоречат друг другу.

 

8. Пункты Устава содержат вопросы, относящиеся к компетенции единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, в то время как решение данных вопросов отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления.

 

9. В нарушение п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент), предоставляемые для государственной регистрации документы, содержащие более одного листа, не прошиты и не заверены подписью заявителя на месте прошивки.

 

10. В нарушение п. 43 Административного регламента, протокол заседания высшего органа управления некоммерческой организации в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) не содержит сведений об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.

11. Часто встречаются разночтения в наименованиях некоммерческой организации, а также руководящих органов, указанных в уставе, заявлении о государственной регистрации и других документах. Кроме того, в уставах некоммерческих организаций часто встречаются внутренние противоречия в части указания сокращенного наименования организации.

12. К заявлению о государственной регистрации прикладываются незаполненные листы, полностью незаполненные страницы многостраничных листов формы, листы, содержащие сведения, изменение которых не происходит.

В 2020, 2021 годах участились случаи отказов в государственной регистрации на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В связи с этим, рекомендуется перед подачей документов в Управление проверять учредителей и лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, на предмет наличия ограничений через онлайн-сервис «Прозрачный бизнес»: https://pb.nalog.ru/.

 Согласно указанному подпункту в регистрирующий орган представляются документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Необходимо также отметить типичные ошибки, связанные с подачей документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее- портал). Сканы документов (протоколы заседаний органов некоммерческих организаций, решения учредителей, ликвидационные балансы и др.) загружаются в контейнер без подписи, что не позволяет определить их действительность. Участились случаи дублирования при загрузке контейнера (одинаковые контейнеры загружаются на портал друг за другом с разницей в секунды). Перед загрузкой контейнера на портал рекомендуется внимательно проверять загружаемые документы на предмет наличия на них подписи, а также на предмет наличия всех необходимых документов.

 

 

18 марта 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).