Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций

Анализ результатов проведенных проверок показывает, что наиболее часто некоммерческими организациями допускаются следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации:

 

- в нарушение требований п. 4 ст. 181.2. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) протоколы органов управления не содержат указания на время и место проведения заседаний, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. В протоколах отсутствует указание на количество членов (участников) организации на момент проведения собрания, на список присутствующих, что не позволя­ет определить правомочность решения данным органом;

 

- в нарушение п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческими организациями, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не сформировано имущество для осуществления указанной деятельности.

 

- в нарушение п. 4. ст. 123.19. ГК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) и положений собственного устава фондами не сформирован орган, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства – Попечительский совет;

 

- фонды в нарушение п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ не публикуют ежегодно отчет об использовании своего имущества;

 

- документы, необходимые для проведения проверки, в нарушение ст. 32 Закона  № 7-ФЗ, п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), предоставляются некоммерческой организацией с нарушением срока, установленного в уведомлении Управления о проведении проверки, или предоставляются не в полном запрашиваемом объеме,  что является основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.4, ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

 

- в нарушение п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединени­ях» (далее – Закон № 82-ФЗ), п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон № 135-ФЗ), п. 1 ст. 123.17. ГК РФ и положений собственного устава, деятельность по достижению уставных целей организациями не осуществлялась;

 

- в нарушение п.7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ст. 29 Закона № 82-ФЗ общественные объединения, некоммерческие организации  не информируют (либо информируют с нарушением установленного срока) Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», (об адресе, о смене руководителя и др.) в течение трех дней со дня наступления таких изменений, что является основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

 

- в нарушение п. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ, ст. 29 Закона № 82-ФЗ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), общественными объединениями, религиозными организациями и некоммерческими организациями не соблюдаются отдельные положения собственных уставов, а именно:

 

нарушается периодичность заседаний высшего органа управления, коллегиальных и исполнительных органов управления, органов контроля и надзора, определяемых в уставе;

 

не сформированы органы управления, контроля и надзора, указанные в уставе;

 

не соблюдается порядок приема в члены организации, не ведется учет членов;

 

членами корпоративных некоммерческих организаций не уплачиваются членские взносы, предусмотренные уставом;

 

коллегиальным органом управления не утверждаются благотворительные программы, годовой план, бюджет и годовой отчет;

 

не осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Ревизионной комиссией (Ревизором);

 

- в нарушение ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность осуществляется без лицензии;

 

- в нарушение п. 1 ст. 29 Закона № 273-ФЗ образовательные организации не имеют интернет-сайта, содержащего информацию об образовательной деятельности, либо наполняемость сайта не соответствует требованиям указанной статьи закона;

 

- в нарушение ст. 3 Закона № 7-ФЗ, ст. 20 Закона № 82-ФЗ в уставах отсутствует описание символики;

 

- в нарушение п. 3 ст. 17 Закона № 125-ФЗ литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, не имеют маркировки с официальным полным наименованием религиозной организации, что является основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

 

- в нарушение п. 5 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ) региональные отделения политических партий не информируют Управление об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа в установленный законом срок и об изменении сведений, указанных в подпункте «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с принятием новой редакции устава Политической партии;

 

- в нарушение пп. «а» п. 1 ст. 27 Закона № 95-ФЗ региональные отделения политических партий не представляют документы, подтверждающие осуществление деятельности, направленной на достижение уставных целей;

 

- в нарушение пп. «а» п. 1 ст. 27 Закона № 95-ФЗ органы управления региональных отделений политических партий не реализуют полномочия, предусмотренные Уставом Политической партии;

 

- в нарушение п. 2 ст. 27 Закона № 95-ФЗ ррегиональные отделения политических партий не представляют в Управление необходимую информациюо продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах;

 

- в нарушение п. 3 ст. 17 Закона № 125-ФЗ религиозными организациями в сети Интернет размещаются видеоролики, посвященные деятельности без указания маркировки с официальным полным наименованием религиозной организации;

 

- в нарушение ст. 17 Закона № 135-ФЗ в благотворительных организациях отсутствуют утвержденные благотворительные программы;

 

- фонды в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не проводят ежегодный обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

 

- в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктов 2 и 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, некоммерческими организациями не размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не публикуются в средствах массовой информации отчеты о своей деятельности, либо размещаются несвоевременно;

 

- в нарушение п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации несвоевременно представляют в Управление информацию о продолжении деятельности;

 

- при заполнении отчетов некоммерческие организации указывают неполное наименование своей организации, не указываются ОГРН, адрес нахождения, что затрудняет возможность идентифицировать организацию;

 

- ошибочно указываются поступления от иностранных граждан и организаций, тогда как фактически указанные поступления отсутствуют;

 

- указание в отчетах сведений об адресе, не совпадающих со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ;

 

- в нарушение ст. 19 Закона № 135-ФЗ благотворительные организации несвоевременно представляют отчеты о благотворительной деятельности или предоставляют их в полном объеме ине обеспечивают открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам;

 

- использование на бланках и печатях некоммерческих организаций символики, описание которой не содержится в учредительных документах;

 

- в нарушение ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, учетная политика некоммерческими организациями не разработана.

 

Одним из наиболее распространенных нарушений, выявляемых в ходе проведения проверок некоммерческих организаций, является несоответствие уставов требованиям законодательства, в связи с чем обращаем внимание, что Министерством юстиции Российской Федерации разработан и размещен на официальном сайте Модельный устав некоммерческой организации, который носит универсальный характер и охватывает практически все организационно-правовые формы некоммерческих организаций (https://minjust.ru/ru/node/262463). В нем приведены отдельные положения устава некоммерческой организации, а также некоторые пояснения и рекомендации по их дополнению.

Управление рекомендует представителям некоммерческих организаций ознакомиться с докладами Министерства юстиции Российской Федерации по теме: «Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)» (https://minjust.ru/ru/doklady-ob-osushchestvlenii-ministerstvom-yusticii-rossiyskoy-federacii-gosudarstvennogo-kontrolya-2).

13 апреля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).