ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ
8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было учреждено Министерство юстиции России. Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность Министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На вновь созданное Министерство юстиции возлагались функции подготовки законодательных актов, а также организационно-управленческая деятельность судов и прокуратуры, в том числе назначения, перемещения и увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществления надзора за их работой.
Первым Министром юстиции – генерал-прокурором Российской империи был утверждён выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. Под его непосредственным началом были разработаны правила судопроизводства, порядок слушания дел в Сенате, а также был принят Указ «О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновников» и предлагалось принятие закона о взяточничестве.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства.
В 1828 году М.М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причём их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
В 1833 году при Министре юстиции Д.В. Дашкове под руководством М.М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
После проведённой в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились.
На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 июня 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века - начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году - проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам Министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства.
Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК Наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утверждённому 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения - в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трём основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
Согласно положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года он и его местные органы по-прежнему имели право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики, руководить выборами судей, проверять их работу, давать распоряжения по применению правовых норм. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году с одновременной передачей его функций организационного обеспечения судебной деятельности Верховным Судам союзных и автономных республик, краевым, областным и им равным судам, а также местным Советам. Обязанности же систематизации и кодификации законодательства представлены созданным в то время при Совмине СССР и его органах на местах юридическим комиссиям.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 августа 1970 года, началось воссоздание органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издан Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
Уже в РСФСР структура и функции Министерства юстиции в целом сформировалась к середине 1972 года после утверждения советом Министров Положения о Министерстве юстиции Республики, которое действовало вплоть до 1991 года.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Конституция Российской Федерации закрепила фундаментальные основы построения правового государства, становление сильной государственной власти, и, следовательно, единого правового пространства, то есть обеспечение верховенства закона, действительного разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равноправной ответственности государства и гражданина. Данные факторы, несомненно, способствовали проведению полномасштабной правовой реформы, в которой одна из основных ролей отводилась Министерству юстиции Российской Федерации и его территориальным органам, что потребовало качественно новых преобразований.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 года «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» были предусмотрены задачи по упрочнению основ и защиты конституционного строя, созданию единой комплексной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции. Соответственно менялся правовой статус органов юстиции и если ранее их деятельность в основном состояла из организационного обеспечения функционирования судов, государственного нотариата, органов ЗАГСа, судебно-экспертных учреждений, регулирования деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов, то теперь органы юстиции во главе с Минюстом России стали одной из основных сил правовой реформы, другими словами системой, формирующей в России единое правовое пространство.
2 мая 1996 и 7 октября 1996 года были приняты Указ Президента Российской Федерации «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации» и Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации соответственно, которые в значительной мере способствовали усилению роли органов юстиции в правовой жизни государства. Так, например, в Концепции были закреплены основные направления деятельности органов и учреждений юстиции на основании уже новых задач, следовавших из конституционного принципа построения правового государства в Российской Федерации.
На основе разработанных нормативных правовых актов неизбежно последовала реорганизация и реформирование системы органов и учреждений юстиции. В 1997 году одновременно с наделением функции координации нормотворческой деятельности Минюст приступил к созданию Службы судебных приставов, в 1998 году - к формированию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году в его состав включена пенитенциарная система, Государственная регистрационная палата, а в мае 1999 года - функции упразднённого российского агентства по патентам и товарным знакам. Параллельно завершался процесс создания территориальных органов Минюста во всех субъектах Российской Федерации и высвобождения их из регионального подчинения, чем соответственно укрепили принципы единоначалия в системе Министерства.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее - Положение о Минюсте), Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
На основании пункта 5 Положения о Минюсте, оно осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций для реализации задач в установленной сфере деятельности.
Для осуществления рассмотренных функций Минюста России, созданы различные органы, учреждения и организации, в том числе Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.